Бортовой фрикцион редуктора трактора Т-130 Т-170 Б-10
Бортовой фрикцион редуктора трактора — это механизм поворота, применяемый на легких гусеничных машинах. В трансмиссиях таких машин бортовые фрикционы установлены по бортам между коробкой передач и бортовыми передачами (редукторами).
По конструкции бортовой фрикцион аналогичен главному многодисковому фрикциону (сцеплению). Ведущие диски бортового фрикциона соединены с ведомым валом коробки передач, а ведомые диски через бортовую передачу и ведущие колеса (звездочки) связаны с гусеницей и, кроме того, с ведомым барабаном ленточного тормоза.
При прямолинейном движении оба бортовых фрикциона включены и обеспечивают жесткую связь трансмиссии с гусеницами, а ленточные тормоза не затянуты — ленты не касаются тормозных барабанов.
Для совершения поворота выключают фрикцион со стороны отстающего борта машины и затягивают его ленточный тормоз. При частичном затягивании тормоза последний в процессе поворота машины пробуксовывает, и машина поворачивается с неустойчивым радиусом поворота, меняющимся в зависимости от степени затягивания тормоза водителем. При полностью затянутом тормозе машина поворачивается с фиксированным радиусом, равным половине колеи, т.е. гт = В/2. Если бортовой фрикцион отстающего борта машины выключен, а ленточный тормоз не затянут, то машина поворачивается с так называемым радиусом свободного поворота, как правило, равным (30 …40)В, двигаясь только за счет забегающей гусеницы.
Бортовой фрикцион постоянно замкнут и служит для отключения ведущего колеса отстающей гусеницы от трансмиссии при движении машины, а изменение радиуса ее поворота осуществляется затягиванием тормоза на отстающем борту. Вследствие буксования фрикционных пар при включении тормоза, действия переменного тормозного усилия и нестабильности коэффициента трения устойчивость поворота машины при всех радиусах, кроме расчетного, равного В/2, не достигается. Бортовой фрикцион является несовершенным механизмом, поскольку обеспечивает только один расчетный радиус поворота, теоретически равный половине колеи машины.
Бортовой фрикцион редуктора трактора (Снятие)
Отвертывают болты и снимают крышки верхних и задних люков корпуса бортовых фрикционов бульдозера Т-130 Т-170 Б-10.
Вывертывают технологическую пробку из корпуса бортовых фрикционов.
Отсоединяют трубку 28 (рис. 8) подвода смазочного материала к рычагам бортовых фрикционов.
Рис. 8. Главная передача и бортовые фрикционы бульдозера Т-130 Т-170 Б-10
Обвертывают контргайку 5, шаровую гайку 6 и гайку 9, отсоединяют вилку 10 от рычага 7, вынув палец 8.
Отвертывают болты 27, крепящие фланец полуоси 26 к фланцу 25 вала конической шестерни.
Через отверстие в корпусе бортовых фрикционов Т-130, из которого была вывернута пробка, отвертывают торцовым ключом болты 4, крепящие наружный барабан 3 к ведущему фланцу.
При отвертывании болтов 4 и 27 оставляют по одному болту с каждой стороны бортового фрикциона.
При этом широкий паз на торце внутреннего барабана должен находиться в нижнем положении для того, чтобы при снятии бортового фрикциона Т-130 через этот паз прошла пробка крепления фланца ведущей шестерни бортового редуктора.
Зацепляют бортовой фрикцион Т-130 схваткой и подвешивают на подъемнике.
Масса одного бортового фрикциона 125 кг.
Вывертывают оставшиеся два болта 4 и 27 и снимают бортовой фрикцион с трансмиссии.
Снимают с наружного барабана 3 (см. рис.8) тормозную ленту 2. Наносят на наружный и внутренний барабаны одноименную маркировку, чтобы при сборке установить их в один бортовой фрикцион.
Рис. 9. Бортовой фрикцион трактора Т-130 Т-170 Б-10
Снимают наружный барабан 1 (рис. 9). Отгибают концы стопорных шайб 3, вывертывают соединительные пальцы 2 и 12 и снимают рычаг 4.
Отгибают концы стопорной шайбы 23 и вывертывают пробку 22. Наносят метки на торец ступицы внутреннего барабана 16 и полуось 24 для того, чтобы при 72 сборке установить полуось 3 в прежнее положение.
Выпрессовывают полуось 24 из внутреннего барабана 16 (после окончательной разборки устанавливают полуось по меткам во внутренний барабан во избежание раскомплектовки пары).
Устанавливают на бортовой фрикцион Т-130 приспособление, сжимают пружины и вынимают из выточек пальцев 21 сухари 20.
Медленно поднимают шток приспособления до полного разжатия пружин 13 и 14, снимают тарелки 19 и пружины.
Устанавливают бортовой фрикцион бульдозера Т-130 на торец внутреннего барабана 16 и снимают нажимную тарелку 15, кольцо 8 и диски 17 к 18 с наружными и внутренними зубьями.
Снимают замковое кольцо 63 отвертывают гайку 7 и спрессовывают корпус 5 в сборе с упорным подшипником 9 с нажимной тарелки 15. Снимают замковое кольцо 11 и отражатель 10.
Выпрессовывают упорный подшипник 9 из корпуса стержнем диаметром 5 мм через два отверстия в корпусе.
Сборка бортовых фрикционов Т-130 Т-170 Б-10
При сборке бортовых фрикционов Т-130 Т-170 Б-10 необходимо соблюдать следующие требования:
Отслоение диска 17 (см. рис. 9) от диска 18 не допускается;
Отклонение от плоскостности поверхности А и Б должно быть не более 0,3 мм при нагрузке не более 10 Н;
Вращение корпуса 5 на подшипнике должно быть свободным, без заедания;
Гайка 7 должна быть затянута до отказа и застопорена замковым кольцом 6.
При несовпадении отверстия гайки с отверстием в ступице нажимной тарелки 15 просверлить новое отверстие диаметром 5+0,3 мм в ступице через отверстие в гайке.
Запрессовывают в корпус 5 (см. рис. 9) с помощью оправки упорный подшипник 9 до упора в торец корпуса, так чтобы наружная обойма подшипника с меньшим внутренним диаметром была обращена в сторону нажимной тарелки.
Проверяют рукой легкость вращения внутреннего кольца подшипника. Кольцо должно вращаться легко, без заеданий.
Устанавливают в отверстие корпуса бортового фрикциона Т-130 Т-170 Б-10 отражатель 10 и закрепляют его замковым кольцом 11.
Протирают посадочные места на шейке нажимной тарелки 15. Нагревают в масляной ванне корпус 5 с упорным подшипником до температуры 90 °С и напрессовывают подшипник с корпусом на шейку нажимной тарелки 15 до упора в бурт.
Устанавливают нажимную тарелку в приспособление. Навертывают гайку 7 на нажимную тарелку и затягивают до отказа.
Устанавливают стопорное кольцо 6. Проверяют легкость вращения корпуса на подшипнике. Корпус должен вращаться легко, без заеданий.
Протирают полуось 24 и посадочное отверстие в нажимной тарелке 15. Заполняют полости графитной смазкой.
Вставляют полуось 24 в отверстие нажимной тарелки 15. Нагревают в масляной ванне до 90°С кольцо 8 и напрессовывают его на полуось до упора в буртик.
Собранный комплект откладывают и дают кольцу остыть.
Устанавливают внутренний барабан 16 на верстак. Протирают и продувают зубцы барабана и надевают на них поочередно десять дисков 17 с наружными зубьями и десять дисков 18 с внутренними зубьями. Надевают на шлицы полуоси 24 барабан.
Не запрессовывая полуось, устанавливают пальцы 21.
Запрессовывают полуось во внутренний барабан фрикциона бульдозера Т-130 Т-170 Б-10. Перевертывают барабан с дисками и нажимной тарелкой и устанавливают под пресс на торец корпуса упорного подшипника.
Выравнивают зубцы дисков с наружными зубьями специальной линейкой или наружным барабаном, надевают на пальцы 21 внутренние 13 и наружные 14 пружины и устанавливают тарелки 19.
Устанавливают на барабан приспособление и сжимают пружины.
Проверяют толщину пакета дисков 13 между плоскостями внутреннего барабана 16 и нажимной тарелкой 15, сжатого пружиной.
Толщина пакета должна быть в пределах 96 мм. При меньшей толщине пакета допускается добавить один диск с внутренними зубьями с установкой его со стороны нажимной тарелки.
Вкладывают сухари 20 в выточки пальцев 21 и вывертывают шток приспособления, при этом сухари должны войти в тарелки.
Перевертывают барабан и устанавливают его в приспособление на фланец полуоси. Устанавливают шайбу 23 и закрепляют полуось на барабане пробкой 22.
Отгибают концы шайбы на пробку и на внутренний барабан. Перевертывают барабан и надевают рычаг 4 в сборе на бобышки корпуса 5 упорного подшипника (седлом шаровой гайки, обращенной к внутреннему барабану) и закрепляют его на корпусе пальцами 2 и 12 со стопорными шайбами 3.
Пальцы затягивают до отказа и стопорят, отогнув концы стопорных шайб на головку пальца и рычаг.
Протирают и продувают зубья наружного барабана 1 и надевают его на диски, собранные с внутренним барабаном и нажимной тарелкой.
Установка бортового фрикциона Т-130 Т-170 Б-10
Надевают на бортовой фрикцион Т-130 Т-170 Б-10 тормозную ленту 2 (см. рис. 8).
Зацепляют бортовой фрикцион схваткой, так чтобы широкий паз внутреннего барабана был обращен вниз, и опускают в корпус бортовых фрикционов, так чтобы пробка крепления фланца ведущей шестерни бортового редуктора прошла через широкий паз внутреннего барабана.
Заводят конец рычага 7 с наконечником в гнездо корпуса бортовых фрикционов.
Вставляют в два верхних отверстия фланца 26 болты 27 с замковой пластиной. Совмещают отверстия фланца 26 с резьбовыми отверстиями фланца 25 и закрепляют болтами 27.
Отсоединяют подъемник, проворачивая бортовой фрикцион трактора Т-130 Т-170 Б-10, завертывают остальные болты 27. Отгибают края пластин на грани головок болтов.
Совмещают отверстия ведущего фланца 1 с резьбовыми отверстиями наружного барабана 3 и закрепляют болтами 4 с пружинными шайбами.
Проверяют индикатором биение наружного барабана; биение не должно быть более 0,8 мм. Заводят вилку 10 в отверстие рычага 7 и соединяют вилку с рычагом 11 пальцем 8 с гайкой 9 и зашплинтовывают.
Навертывают шаровую гайку 6 и контргайку 5. Подсоединяют трубку 28 подвода смазочного материала. Присоединяют тормозную ленту к двуплечему рычагу.
Ввертывают технологическую пробку в корпус бортовых фрикционов Т-130 Т-170 Б-10. Устанавливают крышки люков корпуса.